Вкусные вопросы. Как мы с вовкой готовились в олимпийскую сборную

Петербуржец Илья Бутман известен взрослым читателям как писатель-юморист — нет, наверное, в нашей стране журнала или газеты, где в своё время не публиковались бы его рассказы. Илья Бутман умеет высмеивать всякие нелепости нашей жизни.


Однажды он столкнулся вот с какой нелепостью. Он вдруг понял, что в Петербурге нет весёлого детского журнала. Так возник «Баламут», который за несколько лет стал любимым чтением школьников. Потом Илья Бутман увидел, что в нашем городе нет детского периодического издания, посвящённого Петербургу. Так появился «Автобус» - журнал городской культуры. А потом он придумал ещё один журнал - «Буратино», теперь его читают по всей стране.

Как писатель Бутман устроен таким образом, что все рассказы, которые он сочиняет, получаются мал мала меньше. Это даже и не рассказы, а такие быстрые разговоры, мимолётные сценки, реплики, словно подслушанные автором на улице или в школе на переменке. Иногда общаются между собой дети, подчас в разговор вступают взрослые, а нередко беседу поддерживают какие-нибудь животные или растения. И получается, что мир вокруг Ильи Бутмана (и вокруг нас) переполнен весёлыми голосами, смехом и удивлёнными восклицаниями. То и дело удивляешься, в какие необычные ситуации попадают герои и как ловко они выходят из трудного положения.

Однажды Илья Бутман придумал книгу «Площадь правильных правил» - в ней он выступает как педагог. У каждого раздела есть комментарий для взрослых, так что родители и воспитатели смогут читать книгу детям, вооружившись разными знаниями и рекомендациями.

Очарование сказок и рассказов Бутмана именно в том, что они как бы подталкивают маленьких читателей к тому, чтобы задавать вопросы. Вот, например, такая история:

» - Ну как дела? - спрашивает меня сосед дядя Петя.
- Хороши, - отвечаю я и получаю от соседа яблоко.
- А каковы успехи в школе? - интересуется дядя Петя.
- Нормально.
Сосед протягивает мне конфету.
- А куда ты собрался?
- Гулять.
- Молодец! - говорит дядя Петя и вручает мне банан.
На следующий день мы видимся с соседом снова, но он ни о чём меня не спрашивает. А жаль, ведь вопросы у дяди Пети такие вкусные».

Книги Бутмана требуют разговора - вокруг них, рядом с ними, во время и после чтения. Я так и вижу маленького слушателя, который перебивает взрослого и спрашивает: «Почему?», «Зачем?», «Что это значит?» Получается ещё и особый жанр - чтение с комментариями.

Я считаю, что книги Ильи Бутмана очень полезны - это закалка для нашего чувства юмора, а оно всегда должно быть на высоте.

АРБУЗ И КОТЁНОК


Котёнок вышел погулять и увидел бахчу - это такой огород, на котором растут арбузы, дыни и тыквы.
- Здравствуй, - обратился котёнок к арбузу, - ты кто такой?
- Здравствуй, - отозвался арбуз, - я арбуз. А ты кто такой?
- А я котёнок.
- Я очень вкусный, - похвастался арбуз, - ложись рядом, погреемся на солнышке.
- А давай мы с тобой лучше побегаем.
- Нет, - зевнул арбуз, - не хочу, я ленивый.
В это время к ним подошла кошка и сказала своему сыну:
- Пойдем в магазин, ты же мечтал о мячике, сам себе его и выберешь…
- Посмотри, какой красивый, - кивнула мама котёнку в магазине на зеленый полосатый мячик, очень похожий на арбуз.
- Нет, - ответил малыш, - этот я не хочу. Он вкусный, но ленивый.

ЗАЙЧИКИ И СЛАВИКИ


Однажды зайчонок пошёл гулять, заблудился и оказался в какой-то деревне. Малыш очень расстроился, но вдруг услышал из окна ближайшего дома:
- Скорее, зайка, садись за стол.
Зайчик обрадовался и вспрыгнул на подоконник.
В комнате он увидел женщину и мальчика.
- Ой, - закричал мальчик, - мама, посмотри, настоящий живой зайчик!
- А почему вы удивляетесь? - спросил зайчик. - Ведь только что сами приглашали меня к столу.
- Конечно, садись с нами, - сказала женщина, - но это я говорила не тебе, а своему сыну Славику. Мы, люди, иногда ласково обращаемся так друг к другу, потому что вы, зайчики, очень милые и хорошие.

Зайчик обрадовался, он ведь до этого не знал, что такой хороший и милый.
Мама со Славиком поели кашу, а зайчика угостили вкусными капустными листьями.
- Твои родители, наверное, очень волнуются, - сказала мама, - ты знаешь их телефон?
- Нет, - вздохнул зайчонок, - не знаю ни телефона, ни адреса. Я ведь ещё маленький. Но я помню, что мы живём слева от болота, на большой поляне.
- Я знаю, где это, - сказала мама, - мы сейчас проводим тебя.
Когда они привели зайчика домой, то его родители, братишки и сестрёнки ужасно обрадовались.
- А я узнал одну очень важную вещь, - заявил своим родственникам малыш, - оказывается, мы, зайчики, такие милые и хорошие, что эта мама даже называет так своего сына Славика.
- Спасибо, дорогие люди, - сказал заяц, - вы тоже очень милые и хорошие.
- Да, - подтвердила зайчиха, - вы ласково называете своего сына зайчиком, а мы будем ласково называть своих детей Славиками.
И теперь, когда мама разговаривает с зайцами по телефону, то они так и спрашивают друг друга:
- Ну как поживает ваш зайка?
- Спасибо, замечательно. А как поживают ваши Славики?

КОНФЕТЫ


- Рома, - попросил Боря, - угадай, что у меня зажато в кулаке?
- А я откуда знаю?
- А ты подумай. Если угадаешь, я тебе это отдам.
- Ну хорошо, я думаю, у тебя в кулаке зажата конфета.
- Точно, - признался Боря, разжал руку и с сожалением протянул конфету Роме. - А теперь отвернись.
- Зачем?
- А я ещё что-то в кулаке зажму. Вот. А теперь угадывай.
- Конфета, - сказал Рома.
- Ну что ты заладил: конфета да конфета. Держи свою конфету. Давай ещё раз. Только не подсматривай. Ну всё, угадывай.
- Конфета, - сказал Рома.
- А ты откуда знаешь? - удивился Боря и отдал конфету Роме. - Ну давай ещё раз, последний, а то у меня последняя конфета осталась, - предложил Боря. - Только на этот раз хорошенько подумай.
- Конфета, - сказал Рома.
Боря очень расстроился, но и эту конфету пришлось отдать.
- Тебе просто повезло, - вздохнул мальчик. - Завтра опять сыграем. Ни за что не угадаешь.
И Боря направился в магазин, покупать конфеты для завтрашней игры.

ТРУС


Жили-были два друга - Рома и Митя.
Рома был трусом, а Митя - мальчиком очень храбрым.
Как-то друзья услышали крик тонущей в реке женщины. Трусливый Рома так испугался за женщину, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой.
Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.
- И чего ты всегда трусишь! - возмущался Митя, - бери пример с меня. Вот я видел сегодня, как мальчишки обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

КЛОУН


Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун.
- Всё так просто, - сказал Боря, - я обязательно пойду работать в цирк!
- Это только кажется, что просто, - объяснила мама. - Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться.

Боря маме не поверил. Когда они вернулись домой, мальчик схватил Мурку и приказал ей прыгать через стол. Но Мурка Борю не послушалась и даже поцарапала его.

Тогда мальчик схватил со стола две чашки, подбросил их, а поймать не смог. И чашки, конечно, разбились.

Тогда Боря понял, что ни дрессировщика, ни жонглёра из него не получилось. Зато ему досталось за разбитые чашки. Мама отшлёпала Борю и сказала:
- Ну что за ребёнок, прямо клоун какой-то!
- Ура! - закричал Боря. - Я клоун! А ты говорила, что этому надо долго учиться.

ДОРОГАЯ ТАРЕЛКА


Один фермер пришёл на базар и начал выбирать себе лошадь.
- Купи у меня. Если этого коня дёрнуть за хвост два раза, то он превратится в тарелку, - сказал ему купец.
- Зачем мне такая дорогая тарелка? - удивился фермер.
- А если дернуть за хвост ещё два раза, то конь превратится в дом.
Фермер обрадовался, купил коня, привёл его домой и дернул за хвост два раза. И в самом деле - конь превратился в тарелку! Фермер хотел ещё два раза дернуть за хвост, но, как известно, хвостов у тарелок не бывает.
Теперь фермер держит эту тарелку в шкафу и никогда её оттуда не достаёт, потому что боится разбить. Она ведь очень дорогая - стоит не меньше лошади!

МАННАЯ КАША


Ирочка очень обиделась на свою бабушку.
Девочка хотела конфет, а бабушка дала ей манную кашу.
Тогда Ирочка побежала к знакомому волшебнику:
- Помогите, пожалуйста, - сказала она, - бабушка заставляет меня есть вместо конфет манную кашу.
- Вырви из своей бороды волосок, произнеси заклинание, и каша превратится в конфеты.
- Но у меня нет бороды!
- Ах да, прости. А что у тебя есть?
- У меня есть кукла.
- Ну вот и прекрасно, вырвешь волосок у куклы из головы, и кукла превратится в табуретку.
- Вы всё перепутали, кукла мне не мешает, а табуреток у нас много.
- Табуретку можно превратить в черепаху.
- Черепаха у меня уже есть.
- Черепаху легко превратить в слона.
- Слон не сможет пройти в нашу дверь.
- А мы превратим слона в манную кашу.
- А нельзя ли тогда сразу наколдовать тарелку каши?
- Вот этого я сделать не могу, но это умеет твоя бабушка. Беги скорее домой, покуда каша ещё не остыла.

ШКАТУЛКА


Уходя утром на работу, мама сказала Ире:
- Доченька, видишь эту шкатулку? Так вот, ни за что её не открывай. Ни за злато, ни за серебро, ни за «Орбит» без сахара. Какие бы яства тебе не предлагали, какие бы богатства ни сулили, всё равно не открывай.
Как только мама ушла, девочка тут же бросилась к шкатулке. Она подняла крышку, но ничего интересного там не обнаружила. Только на самом дне лежала записка: «Ирочка, не забудь вынести ведро и сходить за хлебом».

ЛЕНТЯЙ


В одной деревне проживал очень ленивый человек. Он был настолько ленив, что каждое утро делал зарядку и обливался холодной водой, лишь бы не бегать потом к врачу и в аптеку. Чтобы не ходить за овощами на базар, этот человек по несколько часов в день работал на огороде.
- Какой лодырь, - возмущались соседи, - ему так лень было перейти дорогу, чтобы пригласить плотника, что он построил дом собственными руками.

Миша и Коля сидели за одной партой. Нина Евгеньевна стояла у доски и объясняла что-то совсем неинтересное.

Ты знаешь, - сказал Миша, - а я очень жадный.

А я ещё жаднее, - признался Коля.

Неправда, - возразил Миша, - о чём бы меня ни попросили, я никому ничего не дам.

И я не дам, - признался Коля, - ещё и чужое прихвачу.

Ребята так увлеклись, что даже не заметили, как рядом остановилась Нина Евгеньевна.

Подумаешь, - продолжил Миша, - а я вообще всё подряд для себя хватаю, увижу на улице какую-нибудь дощечку - сразу домой тащу.

Это что, - махнул рукой Коля, - дощечка - дело полезное. А я даже любой гнутый гвоздик хватаю.

Ой, удивил, гнутый гвоздик выпрямить можно. А я замечу какую-нибудь рваненькую бумажку - сразу в карман.

Ну и что, бумажку в утиль сдать можно. А я любую пылинку увижу, у меня глаза разгораются, и я с криком на неё набрасываюсь.

Ну вот что, - прервала ребят Нина Евгеньевна, - редко удаётся доставить людям такую радость. Берите в руки швабры и подметайте школу, а за это я разрешу вам распихать весь мусор по своим карманам.

Трус

Жили-были два друга - Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя - мальчиком очень храбрым.

Как-то друзья услышали крик тонущей в реке женщины. Трусливый Рома так испугался за женщину, что бросился ее спасать. А храбрый Митя, который ни
за себя, ни за других не боялся, пошел домой.

Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придется делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

И чего ты всегда трусишь! - возмущался Митя, - бери пример с меня. Вот я видел сегодня, как мальчишки обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

Сила воли

Гулять Роме было неохота, но ребята его позвали, и мальчик вышел во двор. Играть в футбол у Ромы не было никакого желания, но, чтобы не обидеть друзей, он к ним присоединился.

Есть конфеты Роме совсем не хотелось, но его угостили, а отказываться было неудобно.

А когда все ребята пошли делать уроки, то Рома проявил наконец силу воли и остался гулять во дворе.

Шкатулка

Уходя на работу, мама сказала Ире:

Доченька, видишь эту шкатулку? Так вот, ни за что её не открывай. Ни за злато, ни за серебро, ни за «Орбит» без сахара. Какие бы яства тебе ни предлагали, какие бы богатства ни сулили, всё равно не открывай.

Как только мама ушла, девочка тут же бросилась к шкатулке. Она подняла крышку, но ничего интересного там не обнаружила. Только на самом дне лежала записка: «Ирочка, не забудь вынести ведро и сходить за хлебом».

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;формировать понятия о жанрах и теме произведения;работать над правильностью и выразительностью чтения;расширять круг начитанности.

Виды деятельности

    Читать вслух со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; использовать различные виды чтения; сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности; моделировать обложку книги.

Ключевые понятия

    Рассказ, И. Бутман
Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Выявление читательского опыта: выставка книг Работа с выставкой книг – учитель организует беседу с учениками (возможные вопросы): – Обратите внимание на выставку книг. Назовите книги, которые представлены на нашей выставке (название книги состоит из заголовка и указания автора, если есть). Что объединяет все эти книги? (Тема о детях.) Молодцы! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством авторов, которые писали о детях и для детей. Но сначала проведём игру.
2 Этап 2. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – На материале выбранных отрывков организуется игра «Вспомни и назови»: учитель читает отрывок, а ученикам необходимо отгадать произведение и его автора. 1) В. Осеева «Кто наказал его?» 2) Е. Пермяк «Торопливый ножик» 3) В. Осеева «Потерянный день» 4) В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» 5) В. Осеева «Печенье» 6) Л. Толстой «Косточка»
3 Этап 3. Обогащение читательского опыта: моделирование – Чтение рассказа И. Бутмана; – моделирование обложки; – выполнение заданий в учебнике.
4 Этап 4. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание
5 Этап 5. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание – Выполнение заданий в рабочей тетради.
6 Этап 6. Обобщение изученного: работа с пословицей – Работа с пословицей. – Возможные вопросы ученикам: – Как вы понимаете пословицу? Объясните её смысл.
7 Этап 7. Обобщение изученного: тест – Организация проверочной работы с самопроверкой.
8 Этап 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Воспользовавшись памяткой № 5, подготовить пересказ одного из рассказов на выбор: В. Голявкина, Е. Пермяка, И. Бутмана.







КЛОУН Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун. Всё так просто, сказал Боря, я обязательно пойду работать в цирк! Это только кажется, что просто, объяснила мама. Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться. Боря маме не поверил. Когда они вернулись домой, мальчик схватил Мурку и приказал ей прыгать через стол. Но Мурка Борю не послушалась и даже поцарапала его. Тогда мальчик схватил со стола две чашки, подбросил их, а поймать не смог. И чашки, конечно, разбились. Тогда Боря понял, что ни дрессировщика, ни жонглёра из него не получилось. Зато ему досталось за разбитые чашки. Мама отшлёпала Борю и сказала: Ну что за ребёнок, прямо клоун какой-то! Ура! закричал Боря. Я клоун! А ты говорила, что этому надо долго учиться.




Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун. Всё так просто, сказал Боря, я обязательно пойду работать в цирк! Это только кажется, что просто, объяснила мама. Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться.




Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных. Отец Е.Пермяка, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Нелегко было матери воспитывать сына. В детстве и юности Е.Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.


МОЧАЛО – часть коры молодой липы, которую вымачивают в воде и разделяют на мелкие полоски (волокна), из которых делают мочало. ДРАНКИ – тонкие деревянные доски. НА ПРИГОРКЕ – бугор, небольшой холм. ЗА ПАЗУХОЙ – место между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса. МОТОК – клубок ниток



Как мы с Вовкой готовились в олимпийскую сборную

Мы с соседом Вовкой договорились стать чемпионами Олимпийских игр и начали готовиться к соревнованиям. Сначала мы отжимались от пола. Вовка отжался один раз, а я в два раза больше.
- Хорошо потрудились, - сказал Вовка, - а теперь давай по улицам бегать.

Было 20 градусов мороза, и мы натянули на себя столько носков, что не смогли запихнуть ноги в ботинки. Тогда я забрался в дедушкины сапоги, а Вовка в мамины туфли на «шпильках». Свитеров на нас было столько, что Вовка еле втиснулся в бабушкино, а я в папино пальто.
На улице оказалось очень жарко. Подолы пальто мы зажали в руках. Вовка пыхтел, но с места почти не двигался, а я мчался за ним на огромной скорости. Прохожие останавливались, смотрели на нас и очень смеялись над Вовкой.
Один дяденька спросил меня:
- Мальчик, ты почему в одних носках?
- Я не в одних, я в десяти, - объяснил я прохожему.
- Но ведь, кроме носков, на тебе ничего нет.
- А пальто?
- Да я не о том, ты же без ботинок.
Я посмотрел, и правда, сапог на мне не было. Я, наверное, сразу из них выпрыгнул. Тогда мы с Вовкой побежали обратно.
Дома Вовка сказал:
- Теперь займемся обливанием. Начинать надо с воды комнатной температуры.
Я поставил чайник на огонь, а Вовка разделся по пояс и склонился над раковиной. Я плеснул на него из чайника, а он завопил и начал носиться по кухне как ошпаренный.
- Холодная? - спросил я. - Может, еще подогреть?
- Я тебя самого сейчас взгрею, - заорал Вовка, - ошпарил человека и еще спрашивает, не холодно ли ему!
Тогда я все понял и добавил в чайник воды из крана. Мы с Вовкой обдались ею по пояс и пошли записываться в Олимпийскую сборную.